Опубликовано в «МЕЛ»
К сожалению, многие родители сталкиваются с тем, что их дети не могут отстоять свое мнение. О том как научить ребенка выстраивать свои личные границы и не бояться высказывать свое мнение рассказывает психолог Наталья Морозова.
Вопрос. Как научить ребенка не стесняться говорить с другими людьми о том, что ему не нравится? В гостях у родственников не смог сказать, что не хочет надевать костюм, а после плакал из-за этого. Или, например, не выходил из танца на дне рождения, хотя быть там совсем не хотел.
Ответ: Важно разбираться в каждой конкретной ситуации, которая причиняет ребенку дискомфорт. Сделать это проще всего просто поговорив с ним. Спросите, а почему он собственно не хотел надевать костюм? Что помешало ему прекратить участие в танце? И что помешало сказать о своем желании или нежелании родителям? Это поможет понять причины его поведения, выяснить, что именно его расстроило. И только после этого, опираясь уже на знания о потребностях ребенка можно будет помогать ему выстраивать его отношения с миром и учить отстаивать себя.
Родителям стоит присмотреться к своему собственному поведению. Можно сколь угодно долго говорить ребенку что-либо, но если в реальной жизни он будет видеть совершенно иную картинку, то это попросту не сработает. Так, если мама рассказывает о важности соблюдения личных границ, но при этом терпит, что ее личные границы постоянно нарушаются, положим, бабушкой, то ребенок будет считывать модель поведения, а вовсе не слова.
Начать стоит с того, чтобы как можно чаще давать ребенку возможность отстаивать свое мнение. Причем это касается даже самых простых бытовых ситуаций. Именно они максимально понятны для ребенка в дошкольном возрасте. Хочет надеть ботинки, а не резиновые сапоги? Отлично. Почему бы и нет? Если выбор ребенка не грозит ему опасностью, то стоит прислушаться к его мнению. Только в этом случае ребенок будет чувствовать, что его потребности удовлетворяются, и он вправе настаивать на своем решении.
Кроме того, надо понимать, что ребенок сможет постоять за себя лишь в том случае, если его будут поддерживать во всех его начинаниях. Спрашивать, что он хочет делать, а что нет, что ему нравится, а что не очень? И обязательно хвалить каждый раз, когда он выбрал именно то, что интересно ему и не дал нарушать свои личные границы.
авторизуйтесь